Коротаева Жанна Евгеньевна
- детский эпилептолог, невропатолог, психиатр
Воскресенье, 19.05.2024, 17:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Новости
Kaspersky Safe Kids
дополнился функциями защиты детей от опасных групп социальных сетей (суицид, жестокость, насилие)

Форма входа

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Сезонные изменения эмоционального статуса и умственной работоспособности детей, проживающих в районе крайнего севера

 

 

Коротаева Ж.Е.1, Кеткина O.A.2, Бойко E.Р.2

 

 

1Коми филиал Кировской Медицинской Академии, Сыктывкар, Россия

2 Лаборатория экологической и социальной физиологии человека, Институт Физиологии, Коми научный Центр, УрО РАН,

Сыктывкар, Россия

 

 

Подростковый возраст, являясь одним из критических этапов онтогенеза, характеризуется напряжением адаптационных механизмов, связанным с интенсивными нейрогуморальными изменениями и специфическим психологическим содержанием этого периода. Особенности подросткового периода обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений при неблагоприятных средовых воздействиях.

Функциональная многоуровневая система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций. Комплекс климатических природных факторов Крайнего Севера выражено влияет на физиологические процессы и поведение человека [1,2,3]. По данным литературы осенью и зимой, особенно в северных странах, отмечается увеличение числа депрессивных состояний, что связано с сокращением длительности светового дня. При проживании в высоких широтах приходится не только учитывать экстремальный холод, но и смену времен года, которая имеет свои особенности. Известно, что сезонным перепадам настроения подвержено от 3 до 6 % населения умеренных широт и до 30 % молодых людей старше 10 лет подвержены зимней депрессии.

Были обследованы школьники, проживающие и обучающиеся в школе-интернате поселка Косьювом Интинского района Республики Коми, территориальный и социальный «изолят» (660 с.ш.). Обследования проводились 4 раза в разные сезоны года на пике адаптации организма к данным климатическим условиям, с последующей витаминизацией: май 2001 года (n=62), октябрь 2001 года (n=49), февраль 2002года (n=65), май 2002 года (n=49).

Исследование имело своей целью оценить эмоциональные колебания (эмоциональную лабильность) у детей и подростков в различные сезоны года и выявить общие закономерности эмоциональной неустойчивости в различные сезоны характерные для данной социальной группы. Обследование включало: комплексное исследование психического статуса, изучение психофизиологических показателей с применением инструментальных методов, анализ состояния эмоциональной сферы, изучение метаболических показателей, отвечающих за формирование эмоциональной сферы. Был использован пакет из четырех психологических тестов: тест на самооценку; цветографический тест; опросный лист с целью выявления отношения самочувствия и настроения к сезонности; тест на эмоциональную лабильность. Проведенное исследование показало, что самые высокие показатели депрессивного состояния и снижения настроения были выявлены в осенний период (16%), т. е. каждый шестой ребенок подвержен в большей или меньшей степени сезонной депрессии.

Рис.1. сезонные изменения показателей депрессии и                  Рис.2. Сезонные колебания умственной      эмоциональной лабильности детей и подростков.                       работоспособности.

 

Уровень эмоциональной лабильности (неустойчивость эмоций) был высок в весенний и

соответствует общепринятому мнению о весенне-осенней эмоциональной неустойчивости детей зимний периоды, что не и подростков. Выявленные у обследованных детей выраженная эмоциональная неустойчивость весной и депрессивные состояния осенью могут быть показателями смены доминантности полушарий головного мозга в различные сезоны года [4, 5]. Суммарные цифры детей и подростков с депрессивным синдромом и эмоциональной лабильностью во все сезоны практически не отличались (17,5-20,5%), из чего можно заключить, что эмоционально лабильные дети более чувствительны к сезонным колебаниям и их эмоции смещаются в сторону депрессии. При анализе сезонных колебаний умственной работоспособности выявлены периоды наибольшей и наименьшей активности. Пик умственной работоспособности приходился на февраль (79%) по результатам цветографического теста, данные подтверждаются субъективной самооценкой умственных возможностей школьников (75% оценивают свой ум выше среднего), что может быть обусловлено синхронизацией работы полушарий головного мозга в зимний период. Самые низкие показатели умственной работоспособности выявлены в мае в период наиболее интенсивных учебных и эмоциональных нагрузок. После проведенной витаминизации (препарат «Пентавит» в терапевтических дозах, 6 недель) процентные показатели умственной работоспособности повысились на 30%.

Выводы: 1. Общепринятые для средней полосы и юга северных регионов данные об эмоциональном статусе детей и подростков и изменении умственной работоспособности в различные сезоны года существенно отличаются от таковых у школьников, проживающих на Крайнем Севере. 2. У школьников на Крайнем Севере под воздействием неизбежных экстремальных природно-климатических факторов происходит закономерная смена доминанты полушарий головного мозга.

3. Полученные результаты позволят проводить своевременную коррекцию, определять предельный уровень компенсации или субкомпенсации, решать вопрос об объеме реабилитационных мероприятий для данной социальной группы.

Работа поддержана грантом РГНФ № 01-06-5000Ia/C.

1.   Патология человека на Севеpе //А.П. Авцын, А.А. Жавоpонков, А.Г. Маpачев и дp. - М., Медицина, 1985.- 416с

2.   Панин Л.Е. Энергетические аспекты адаптации Л., Медицина, 1978.- 189с.

4. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. – М., Российское педагогическое агентство, 1998. – 267с.

5. Брагина Н.Н., Доброходова Т.Н. Функциональные асимметрии человека. М., Медицина, 1981. – 288с.

Используются технологии uCoz
Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz